Конституционный Суд Украины приступает к рассмотрению
вопроса о конституционной реформе. Этот непростой процесс будет
транслироваться в прямом эфире украинских телеканалов. Если судьи
признают изменения 2004 года незаконными, дальнейшие события могут
развиваться по двум сценариям. Либо страна будет жить по образцу
Конституции 1996 года, либо Верховная Рада обновит текст Основного
закона, на что уйдет еще полгода.
Попытка номер два
Второй
раз в истории Украины судьи вернутся к теме изменений в Конституции,
которые были внесены в 2004 году. В феврале 2008 года 102 народных
депутата уже обращались по этому вопросу в Конституционный Суд, но тогда
даже дело не открыли. И хотя в решении судьи заявили, что эта позиция
окончательная, сегодня депутатское представление вновь будет
рассмотрено. Ведь на кону — полномочия президента Украины. Конституция в
своей первой версии от 1996 года утвердила президентско-парламентскую
республику. Принятые в декабре 2004 года изменения в Основной закон
лишили главу государства целого ряда полномочий. Кабинет Министров стал
высшим органом в системе исполнительной власти, а отправить его в
отставку президент без согласия парламента уже не мог. Кандидатуру для
назначения на должность премьер-министра президент вносил не сам, а по
предложению коалиции депутатских фракций. Депутаты оставили за
президентом лишь право назначать губернаторов и останавливать действие
актов правительства с одновременным обращением в Конституционный Суд.
Если изменения отменят, то министров снова будет назначать глава
государства, а парламент — лишь утверждать кандидатуру премьера,
внесенную президентом. «По вопросу, поставленному сейчас народными
депутатами, уже есть решение. И суд не должен повторно его
рассматривать. Ведь он не имеет права пересматривать собственные
решения, вынесенные им по тому же вопросу», — уверен один из авторов
Конституции Виктор Мусияка. Однако другого выхода, похоже, нет.
Для изменения
Конституции сегодня есть только три пути. Во-первых, нужна отмена
политической реформы 2004 года. Такое решение может принять только
Конституционный Суд. Второй путь — собрать в парламенте конституционное
большинство голосов — 300 человек. На сегодняшний день фактически
большинство насчитывает только 264 депутата. Третий путь — принять закон
о референдуме, который позволит автоматически имплементировать принятые
на нем изменения в Основной закон. Два последних варианта весьма
непросты в исполнении. Закон о референдуме может помешать принять не
только оппозиция, но и союзники по коалиции. Спикер парламента Владимир
Литвин уверен, что изменения в Конституцию необходимо вносить через
парламент, а не на всенародном референдуме. «В вопросах
Основного закона играть с народом — это все равно, что играть со
спичками на цистерне с бензином. Не стоит этого делать», — считает
спикер. Собрать конституционное большинство в 300 голосов также нелегко.
Хотя на днях депутат от Партии регионов Михаил Чечетов и заявлял, что
коалиция может рассчитывать на поддержку части депутатов от оппозиции,
но, похоже, в такие призрачные шансы не верят даже соратники
«регионала». Таким образом, остается только надежда на Конституционный
Суд.
Полгода для Рады
Достаточно
ли одного решения Конституционного Суда, пока неясно. В лагере
оппозиции говорят, что КС лишь может отменить изменения 2004 года. А вот
вносить новые нормы в Конституцию или написать новый документ должен
только парламент, причем в течение двух сессий. «Для подобного
решения Верховной Раде понадобится, по меньшей мере, полгода, поскольку
для соответствующей процедуры нужно две сессии. То есть более полугода
страна будет существовать без трех разделов Конституции, которые
определяют полномочия ветвей власти. В государстве может возникнуть
хаос», — предостерег депутат от фракции «Наша Украина — Народная
Самооборона» Юрий Ключковский.
Согласен с
народным избранником и экс-министр юстиции Николай Онищук. «Политические
силы, которые хотят вернуть старую Конституцию, должны получить по нему
вывод Конституционного Суда. Затем за изменения должны проголосовать не
менее 226 депутатов на одной сессии и 300 депутатов на следующей
сессии. А в настоящее время в Раде законопроект о внесении изменений в
Конституцию Украины отсутствует», — сказал Николай Онищук.
А
вот сторонники власти пока от комментариев отказываются. «Мы не можем
сейчас гадать, как решит суд. Может, они сегодня вовсе откажутся
рассматривать депутатское представление. Вот когда вынесут решение,
тогда и будем думать над дальнейшими вариантами», — сказал «Известиям в
Украине» член Партии регионов и парламентского комитета по вопросам
правосудия Вадим Колесниченко.
Пока также неясно, когда
объявит Конституционный Суд свой вердикт, это может случиться и
сегодня, однако служителям Фемиды торопиться незачем. Срок рассмотрения
представления депутатов истекает 19 октября. К тому же объявление
вердикта накануне местных выборов для власти нежелательно — решение об
усилении полномочий президента будет отличным козырем для оппозиции.
«Суд может как продлить, так и сократить сроки рассмотрения дела,
поэтому когда решение будет принято, сложно сказать», — резюмирует Вадим
Колесниченко.
Как вам это?
Николай
Козюбра, судья Конституционного Суда в отставке, заведующий кафедрой
государственно-правовых дисциплин Киево-Могилянской академии:
—Если
суд примет решение о том, что изменения в Конституции в 2004 году были
приняты с нарушением процедуры, значит, Верховной Раде нужно принимать
какой-то новый текст. Автоматически вернуться к Конституции Украины от
1996 года не получится.
К сожалению, попытки изменить
Конституцию были и раньше — такая у нас ментальность. Я не могу сказать,
что редакция 1996 года совершенна. Изменения в Основной закон можно
вносить. Я как человек, причастный к процессу написания Конституции,
могу сказать, что все прорехи видны только спустя какое-то время. Но
устранять их нужно в спокойной обстановке, чтобы все политические силы
могли найти компромисс.