Понедельник, 07.07.2025, 15:59

Интернет приложение к газете "Столичный Бизнес"

Каталог Бизнес статей и видеопортал новостей

Главная » Статьи » Столица

Владимир Новиков I. Виктор Кравец. Разговор о Хлебникове

I. ВИКТОР КРАВЕЦ. Разговор о Хлебникове. Киев, РВЦ "Проза”, 1998, 288 стр.

Близится столетие русского литературного авангарда. Оно, естественно, не имеет точной даты и ни в каких календарях не зафиксировано, но в самом воздухе культуры носится новое ощущение этого эстетического феномена и новое к нему отношение. Вопрос "принимать — не принимать” постепенно сменяется на безальтернативное "понимать и исследовать”.

В особенной степени этот сдвиг демонстрирует хлебникововедение, или, как теперь чаще именует себя эта довольно бурно развивающаяся филологическая отрасль, велимироведение: достаточно вспомнить книги Р. Дуганова, В. Григорьева, блок статей "Проблемы велимироведения” в посвященном юбилею В. Григорьева сборнике "Язык как творчество”. Показательно, что Хлебников в новейших исследованиях предстает не только как изобретатель и первооткрыватель, но и как художник, прочно связанный с фольклорно-мифологической традицией. Вышедшая в Киеве книга В. Кравца раскрывает мир Хлебникова именно с точки зрения его глубокой укорененности в предании. Прилагая к книге факсимильное воспроизведение "Изборника” 1914 года (с иллюстрациями П. Филонова), В. Кравец сосредоточивается на анализе демонического образа Мавы Галицийской, ключевого, по его мнению, образа хлебниковской поэтической мифологии.

Эта амбивалентная ведьма в интерпретации исследователя предстает глобальным воплощением Мирового Зла, в связи с чем исследователь вступает в полемику с А. Парнисом, настаивающим на том, что у образа Мавы имеется конкретный прототип — художница Ксения Богуславская, чье имя анаграмматически зашифровано в тексте стихотворения "Ночь в Галиции”. Не берусь входить в утонченный спор велимироведов между собою: прототипичность образа вполне может сочетаться с символичностью, а генезис и функция далеко расходиться. Показательно другое: В. Кравец начинает работу по выстраиванию иерархии хлебниковских мотивов, и Мава (Мавка) в этом плане становится своеобразной точкой отсчета для целостного прочтения не только "Изборника”, но и поэзии Хлебникова вообще. Синонимами Мавы оказываются формулы "вещь=труп” и "война=смерть”, а главным творческим импульсом поэта становится почти ритуальное заклятие зла. Тщательный разбор "заклинательной” природы поэзии Хлебникова стратегически нацелен на выявление нравственно-философской доминанты. Перед нами удачное начало большого и основательного разговора о поэте, разговора, адресованного не только кругу посвященных, но и грядущим читателям.

РЖ Рабочие тетради




Источник: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/1999/6/novikov.html
Категория: Столица | Добавил: КВН76 (26.11.2010) | Автор: Виктор Кравец E W
Просмотров: 697 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
Бизнес статьи [6] ДЕНЬГИ [9]
В Украине [95] Столица [26]
Видеопортал новостей [10]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 10
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0