I. ВИКТОР КРАВЕЦ. Разговор о Хлебникове. Киев, РВЦ "Проза”, 1998, 288 стр.
Близится столетие русского литературного авангарда.
Оно, естественно, не имеет точной даты и ни в каких календарях не
зафиксировано, но в самом воздухе культуры носится новое ощущение этого
эстетического феномена и новое к нему отношение. Вопрос "принимать — не
принимать” постепенно сменяется на безальтернативное "понимать и
исследовать”.
В особенной степени этот сдвиг демонстрирует
хлебникововедение, или, как теперь чаще именует себя эта довольно бурно
развивающаяся филологическая отрасль, велимироведение: достаточно
вспомнить книги Р. Дуганова, В. Григорьева, блок статей "Проблемы
велимироведения” в посвященном юбилею В. Григорьева сборнике "Язык как
творчество”. Показательно, что Хлебников в новейших исследованиях
предстает не только как изобретатель и первооткрыватель, но и как
художник, прочно связанный с фольклорно-мифологической традицией.
Вышедшая в Киеве книга В. Кравца раскрывает мир Хлебникова именно с
точки зрения его глубокой укорененности в предании. Прилагая к книге
факсимильное воспроизведение "Изборника” 1914 года (с иллюстрациями П.
Филонова), В. Кравец сосредоточивается на анализе демонического образа
Мавы Галицийской, ключевого, по его мнению, образа хлебниковской
поэтической мифологии.
Эта амбивалентная ведьма в интерпретации
исследователя предстает глобальным воплощением Мирового Зла, в связи с
чем исследователь вступает в полемику с А. Парнисом, настаивающим на
том, что у образа Мавы имеется конкретный прототип — художница Ксения Богуславская,
чье имя анаграмматически зашифровано в тексте стихотворения "Ночь в
Галиции”. Не берусь входить в утонченный спор велимироведов между собою:
прототипичность образа вполне может сочетаться с символичностью, а
генезис и функция далеко расходиться. Показательно другое: В. Кравец
начинает работу по выстраиванию иерархии хлебниковских мотивов, и Мава
(Мавка) в этом плане становится своеобразной точкой отсчета для
целостного прочтения не только "Изборника”, но и поэзии Хлебникова
вообще. Синонимами Мавы оказываются формулы "вещь=труп” и
"война=смерть”, а главным творческим импульсом поэта становится почти
ритуальное заклятие зла. Тщательный разбор "заклинательной” природы
поэзии Хлебникова стратегически нацелен на выявление
нравственно-философской доминанты. Перед нами удачное начало большого и
основательного разговора о поэте, разговора, адресованного не только
кругу посвященных, но и грядущим читателям. |
 |
Источник: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/1999/6/novikov.html |